Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

Современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в том, чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность – причину познавательного интереса.

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники.

  • Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания
  • Помните, что очень важно через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркая и эмоциональная речь учителя
  • Помните, что интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.

  • Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям).
  • Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических фраз и расслабляющих минуток.
  • Не наказывайте за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страхи, напряжённость затрудняют процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
  • Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Научите учеников разбираться в том, что им не понятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы каждый ученик смог самостоятельно их сделать. Если он в каком-то виде деятельности достиг мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
  • Помните, что рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  • Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
  • Старайтесь на уроках учитывать запросы, интересы и устремления детей. Применяйте новые информационные технологии.
  • Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводите забытое понятие поурочного балла.
  • Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.
  • Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстроты реакций, всех видов памяти, внимания, воображения и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  • Старайтесь, когда возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор.
  • Преподносите содержание учебного материала так, чтобы это было интересно. Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме.
  • Выясните, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработайте с проблемными сторонами личности учащегося. При необходимости обратитесь за помощью к школьному психологу.
  • Помните, что для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
  • Создавайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Уважайте личность каждого ребенка.

У вас все получится!

Comments are closed.