Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму

Проблема нарушений чтения и письма у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.

            У ребенка с ЗПР недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период.

            Дислексия — одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.

Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР:

медленный темп освоения навыка;

-механическое чтение;

-угадывающее чтение;

-ограниченность словаря и общего речевого развития;

-сниженный запас представлений об окружающем мире.

В познавательной деятельности наблюдаются:

  • слабая память;
  • неустойчивость внимания;
  • медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

Особенности овладения чтением детей с ЗПР проявляются в нарушении технической стороны процесса чтения:

  • в незнании букв (или нетвердом их знании),
  • в нарушении слияния букв (побуквенном чтении),
  • в искажениях звуко-слоговой структуры слов (особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных).

Какую помощь может оказать учитель:

  • Прежде всего необходимо обеспечить успешность ребенка на уроке, если учителю удастся обеспечить это на уроке чтения, то ребенок сможет овладеть этим навыком.
  • Выбор текста для чтения с опорой на жизненный опыт ребенка.
  • Ребенок будет читать и понимать этот текст гораздо проще, чем текст, который совсем не соотноситься с его жизненным опытом).

Постепенно наращивать степень сложности заданий:

            Важно понимать, что именно сейчас умеет ребенок, и чтобы постепенно наращивать сложность. При этом надо давать ребенку и совсем легкие задания, такие, которые у него точно получатся, особенно для публичных ответов у доски.

Зрительные опоры, алгоритмы, памятки, схем:

            Один из таких приемов — это дополнительное иллюстрирование. Ребенок в своем темпе читает текст, и ему предлагают нарисовать рисунок к этому тексту. Он может сначала рисовать совсем на отвлеченные темы и не понимать смысла прочитанного текста, но при совместной работе с учителем со временем ребенок будет понимать, что от него требуется, это тот метод, который может помочь ребенку с ЗПР для осмысления прочитанного текста.

Прием предварительного чтения:

            Об этом можно попросить родителей дома заранее прочитать тот текст, который будут разбирать на уроке. Тем самым мы снимаем сложность задачи, которую необходимо выполнить ребенку с ЗПР на уроке, и задача для него становится тогда интересней.

Организация парных работ учеников на уроке:

            Детей с проблемами чтения на первых порах не нужно привлекать к чтению вслух на уроке. Если вы такого ребенка объедините в небольшую группу или в пару с хорошо читающим ребенком, то вы сможете так распределить задания, чтобы у ребенка с ЗПР была небольшая роль, небольшая задача, которая соотносится с его навыками, а сложность задания не превышает его возможности.

Обучить ребенка правильному чтению букв, слогов и слов

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Ключевые проблемы овладения письмом у учеников с ЗПР:

  • не формируется четкого и читаемого письма;
  • скорость письма остается очень медленной;
  • ребенок тратит много сил на письменные работы;
  • неправильный захват пишущего инструмента;
  • неправильная поза при письме;
  • ребенок не умеет и не любит рисовать;

Какую помощь может оказать учитель:

— соотносить возможности ребенка и сложность письменной работы

сократить объем письменной работы;

— предложить ребенку отказаться от слитного письма;

— писать в тетрадях в узкую линейку;

— дополнительно выделять цветом строки в тетрадях по русскому языку

разрешить ребенку писать карандашам, а не ручкой.

            Успешность обучения детей с ЗПР зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающих технологий и методик, отношение к таким детям со стороны окружения, и образовательная среда, в которой ребенок находится.

Comments are closed.