Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму
Проблема нарушений чтения и письма у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
У ребенка с ЗПР недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период.
Дислексия — одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.
Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР:
—медленный темп освоения навыка;
-механическое чтение;
-угадывающее чтение;
-ограниченность словаря и общего речевого развития;
-сниженный запас представлений об окружающем мире.
В познавательной деятельности наблюдаются:
- слабая память;
- неустойчивость внимания;
- медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.
Особенности овладения чтением детей с ЗПР проявляются в нарушении технической стороны процесса чтения:
- в незнании букв (или нетвердом их знании),
- в нарушении слияния букв (побуквенном чтении),
- в искажениях звуко-слоговой структуры слов (особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных).
Какую помощь может оказать учитель:
- Прежде всего необходимо обеспечить успешность ребенка на уроке, если учителю удастся обеспечить это на уроке чтения, то ребенок сможет овладеть этим навыком.
- Выбор текста для чтения с опорой на жизненный опыт ребенка.
- Ребенок будет читать и понимать этот текст гораздо проще, чем текст, который совсем не соотноситься с его жизненным опытом).
Постепенно наращивать степень сложности заданий:
Важно понимать, что именно сейчас умеет ребенок, и чтобы постепенно наращивать сложность. При этом надо давать ребенку и совсем легкие задания, такие, которые у него точно получатся, особенно для публичных ответов у доски.
Зрительные опоры, алгоритмы, памятки, схем:
Один из таких приемов — это дополнительное иллюстрирование. Ребенок в своем темпе читает текст, и ему предлагают нарисовать рисунок к этому тексту. Он может сначала рисовать совсем на отвлеченные темы и не понимать смысла прочитанного текста, но при совместной работе с учителем со временем ребенок будет понимать, что от него требуется, это тот метод, который может помочь ребенку с ЗПР для осмысления прочитанного текста.
Прием предварительного чтения:
Об этом можно попросить родителей дома заранее прочитать тот текст, который будут разбирать на уроке. Тем самым мы снимаем сложность задачи, которую необходимо выполнить ребенку с ЗПР на уроке, и задача для него становится тогда интересней.
Организация парных работ учеников на уроке:
Детей с проблемами чтения на первых порах не нужно привлекать к чтению вслух на уроке. Если вы такого ребенка объедините в небольшую группу или в пару с хорошо читающим ребенком, то вы сможете так распределить задания, чтобы у ребенка с ЗПР была небольшая роль, небольшая задача, которая соотносится с его навыками, а сложность задания не превышает его возможности.
Обучить ребенка правильному чтению букв, слогов и слов
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Ключевые проблемы овладения письмом у учеников с ЗПР:
- не формируется четкого и читаемого письма;
- скорость письма остается очень медленной;
- ребенок тратит много сил на письменные работы;
- неправильный захват пишущего инструмента;
- неправильная поза при письме;
- ребенок не умеет и не любит рисовать;
Какую помощь может оказать учитель:
— соотносить возможности ребенка и сложность письменной работы
сократить объем письменной работы;
— предложить ребенку отказаться от слитного письма;
— писать в тетрадях в узкую линейку;
— дополнительно выделять цветом строки в тетрадях по русскому языку
разрешить ребенку писать карандашам, а не ручкой.
Успешность обучения детей с ЗПР зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающих технологий и методик, отношение к таким детям со стороны окружения, и образовательная среда, в которой ребенок находится.