Развитие речи и математических представлений детей с ЗПР

Многим детям с ЗПР (задержкой психического развития) присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков, обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению.
Отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций (подойди к шкафу, возьми красную машину и принеси ее мне), логико-грамматических конструкций (положи ложку около стакана). Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления его содержания.
В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Наблюдаются неточности в употреблении слов. Слова-наименования заменяются описанием ситуации или действия (парикмахер — «стригет волосы»). В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение прилагательных вызывает трудности. Процесс словотворчества (способность «создавать» слова, не принятые в родном языке, например— «курные» яйца, я «подбаливаю», «дострак» и т.п.), возникает позднее, чем у детей с нормальным развитием, и может длиться до 7—8 лет.
Дети с ЗПР хорошо подбирают антонимы к знакомым словам, например,
большой — маленький, злой — добрый. Большие трудности выявляются
при подборе антонимов к малознакомым, редко употребляемым словам, к
прилагательным, глаголам, наречиям. Дети, как правило, используют в
подборе антонимов исходные слова с частицей «не», например, широкий
— неширокий, толстый — нетолстый и т. п.
Основные проблемы проявляются в формировании связной речи: дети не могут пересказать даже маленький текст или знакомую сказку, им не доступно творческое рассказывание. Особую трудность для детей представляет связная монологическая речь, которая характеризуется нарушением логической последовательности, фрагментарностью.
Особенности у школьников с ЗПР имеются и в освоении математических представлений: большинство детей механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных до 10, не умея свободно ориентироваться в числовом ряду. Дети правильно считают от 1 до 10, но если попросить их посчитать от 3 до 7 или назвать число, которое стоит перед тремя, между 2 и 4, эти задания вызовут у детей значительные трудности или даже отказ от выполнения. Им сложно называть числа в обратном порядке. Ребенок считает грибы, произнося вслух 1, 2,3. Спрашиваем: «Сколько всего?» Ребенок снова пересчитывает— 1, 2, 3. «Сколько всего?» и так до бесконечности. Умение правильно пересчитывать предметы основано на умении выделять из множества отдельные элементы.
Значительные трудности вызывает у детей сравнение двух групп предметов. Определить разность отношения они могут только в тех слу­чаях, когда предметы в этих группах наглядно соотнесены. Например, мы спрашиваем ребенка: «Что больше 2 или 3?» Ребенок не отвечает, но если мы положим перед ним два яблока, а перед собой — три, ребенок ответит, что у него меньше яблок.
Один из самых слабых разделов математической готовности школьников с ЗПР — это вычислительные навыки. Лишь немногие дети способны выполнить самые простейшие арифметические действия, такие как 1 + 1, 2-1.
Вследствие недостаточно развитой предметно-практической деятельности у детей с ЗПР медленно формируются основные математические понятия равенства и неравенства, количества предметов, а также понятия числа, арифметических действий сложения и вычитания. Также наблюдается отставание в практическом усвоении той терминологии, которая встретится им позднее в условиях задач: всего, вместе, стало, осталось, одинаково, поровну и т. п.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, соз­дает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.

Comments are closed.