Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей в условиях семьи

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Каждое восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь –плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
1 фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.
2 фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или
болезнь.
3 фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе
спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.
Сенсорные эталоны:
— Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
— Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
— Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
— Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
— Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей разного возраста
Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности, то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.
1. Восприятие целостного образа предмета.
2. Вычленение основных частей предмета и определение свойств.
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5 Повторное целостное восприятие предмета.
Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни ребенка, в разные
Виды деятельности. В процессе развития восприятия необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик,
Побуждать к самостоятельности.
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с
разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися
структурой поверхностью. Давайте разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
Можно самим сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.
Для сенсорного развития детей рекомендуются разные виды игр:
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым
материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно — образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы,
действия с ними, их качества, назначение).
Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим
задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых
по сходству.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи
осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Игры из подручного, бросового, нетрадиционного материала: тесто, банки, наполненные горохом, кусочки ткани разной фактуры и цвета.
Примерный перечень игр по сенсорному воспитанию:
Игры на развитие тактильных ощущений:
— Чудесный мешочек
— Определи на ощупь (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
— Платочек для куклы (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
— Узнай фигуру (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
— Найди пару (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Игры и упражнения для закрепление понятия формы:
— Найди предмет указанной формы (ребенку предлагается найти картинки с
изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
— Из каких фигур состоит (нужно по рисунку определить, из каких
геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
— Найди предмет такой же формы (учить выделять форму в конкретных
предметах окружающей обстановки)
— Какая фигура лишняя? (определение лишней фигуры в ряду из четырех
геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Игры и упражнения на закрепления понятия величины:
— Сравни предметы по высоте
— Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
-Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую
геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
— В какую коробку? (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
— Дальше – ближе (предложить по рисунку определить положение игры
и предметов, какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Игры и упражнения на закрепление цвета.
— Какого цвета не стало?
— Какого цвета предмет? (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
— Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных
кружков в соответствии с образцом)
— Какие цвета использованы? (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
— Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)

Comments are closed.