Коррекционное значение уроков в развитии словесно-логического мышления школьников с ОВЗ

Дети с ОВЗ отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия.
У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает, то есть речь не выполняет организующую и регулирующую функции, ребенок не умеет планировать свои действия. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом.
У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Для развития словесно-логического мышления, можно использовать следующие задания:
Отгадай предмет по описанию.
1.Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
2.Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
3.Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
4.Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
5.Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
6.Сладкая, маленькая, в красивой бумажке
Выдели существенное
Учитель предлагает ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок (то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Растение, земля.
Река ( берег, рыба, тина, рыболов, вода); Берег, вода.
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания); Игроки, правила.
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник); Дерево, кустарник.
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед); Здание, улица.
Найди сходства и различия названных предметов, понятий.
Книга – тетрадь                          солнце – луна
Лошадь – корова                        сани — телега
Озеро – река                                дождь — снег
Линейка – треугольник           автобус – троллейбус
Определить, что между словами общего:
Нос – глаз                                   предательство-трусость
Сумма – произведение           водохранилище — канал
Дождь – град                             жидкость — газ
Сказка – былина                      школа — учитель
История – природоведение  доброта – справедливость
Найди лишнее слово
1) Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
2) Дождь, снег, осадки, иней, град.
3) Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
4) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
5) Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
6) Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
7) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
8) Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
По данным анаграммам найти исходные слова.
а) к, о, с            а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п
б) у, д, б            б) ш, а, к, а          б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и           в) а, к, у, р           в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р            г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р           д) а, с, о, к           д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы          е) д, а, в, о           е) к, к, о, а, ш»
Найдите признаки предметов. Расскажите о форме, цвете, вкусе.
1.Есть один такой цветок,                            2.У занесённых снегом кочек,
Не вплетёшь его в венок                                 Под белой шапкой снеговой,
На него подуй слегка,                                      Нашли мы маленький цветочек,
Был цветок — и нет цветка.                             Полузамёрзший, чуть живой.

3.Кто любит меня,                                          4. Само с кулачок,
Тот рад поклониться                                          Красный бочек.
А имя дала мне,                                                   Потрогаешь — гладко,
Родная землица.                                                 Откусишь — сладко.

5. На вид он и красив и гладок,
Но может горек быть и сладок.
Логические вопросы
1. Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?
2. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?
3. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, а Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?
4. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?
5. Толя поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других? Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?
6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше, Вася или Серёжа?
Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:
мяч                 мебель
тополь           цветок
шкаф              насекомые
тарелка          дерево
пальто            одежда
муравей         посуда
щука               игрушка
роза                 рыба
Слова-близнецы
— родник и то, чем открывают дверь;
— прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
— ветку винограда и инструмент, которым рисуют.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.

Comments are closed.