КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ

Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно по причине незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание, можно по характеру ошибок, например: зеркальное письмо (буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону); замена букв: б-д (делка), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр); пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин); забывание написания букв; нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).
Помочь ребенку в данной ситуации может не только логопед, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, но и заботливые родители.
Вот некоторые советы родителям:
— обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего и ребенка и вовремя обратитесь к логопеду;
— помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
— постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за старание;
— сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
— знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
— проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
— радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
— играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь;
— помните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, во время прогулки;
— верьте в успех вашего ребенка.
Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Пропуск букв может возникнуть по следующим причинам: ученик первый раз слышит слово; он не знает, что обозначает слово; ребенок знает значение слова, но не встречал слово написанным; у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца. Решить проблему пропуска букв в словах помогут следующие упражнения.
«Магазин» Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:
а – ароматный;
р – рубиновый;
б – большой;
у – укатить домой;
з – звонкий;
м – маленькая;
ы – ы-ы!;
ш – шуршит;
ь – мягкая шубка.

«Кузовок» Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок и т.д. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик … Соответственно собирать слова на -ина, -ка, -ик. Это игру можно начинать такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется…» (картина, балерина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка); «Вот ящик, скорей клади туда… (мячик, ларчик).
Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
«Древнерусское письмо» Взрослый диктует слова (предложения), которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш… б…ж…т …т м…ш… Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: О… …а… …ы… …и…а …е…и… о… …ы…и. Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче.
«Словесный мяч» Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу, либо в беспорядке. Лучше называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова.
«Балда» Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если слово «балда».
Таким образом, подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их веселыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить в себя.

Comments are closed.