Влияние тревожности на усвоение учебного материала
Тревожность влияет на успешность деятельности детей. Как установлено, тревожность способствует деятельности в достаточно простых для индивида ситуациях и мешает – в сложных, при этом существенное значение имеет исходный уровень тревожности человека.
Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Такая тревога у подростка обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает. Тревожный ребенок становится социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир.
Подобную тревожность часто испытывают подростки, которые учатся хорошо и даже на «отлично», ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. При таком конфликте дети вынуждены стремиться к тому, чтобы добиться успеха во всех сферах, но он же и мешает им правильно оценить успехи, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
Тревожность как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности в подростковом возрасте; в старшем подростковом — раннем юношеском возрастах влияние может носить также и мобилизующий характер. Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии подростков мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.
Для снижения уровня тревожности необходимо проведение учителем ряда мероприятий:
— по возможности – установление дружеских, не авторитарных отношений с детьми;
— снижение частоты использования отрицательного стимулирования выполнения деятельности учащихся, использование положительного стимулирования;
— поощрение ситуаций самовыражения и самораскрытия ребенка;
— мотивация на успех;
-по возможности отказ от ситуаций сравнения учащихся между собой;
— снижение значимости момента проверки знаний (придание процессу проверки знаний излишней значимости, «запугивание накануне», публичность ответов).