В игры играем — речь развиваем

Уважаемые родители!
Поздравляем вас с окончанием учебного года!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».
Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают особые трудности в формировании лексико-грамматического строя речи. Поэтому и в летний период необходимо продолжать работу над развитием и совершенствованием данного компонента речи.
Чтобы лето не прошло даром, мы вам предлагаем игры и упражнения, направленные на обогащение словаря ребенка и на развитие его грамматического строя речи.
«Логическая цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?
Мёд — пчела — боль — красный крест — флаг — страна — Россия — Москва — красная площадь и т. д.
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.) или красные (флаг, помидор, нос у деда Мороза, кровь, болгарский перец, ягода, сигнал светофора и т.д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.). Что умеет делать лошадь? (скакать, бежать, прыгать, скалиться, лягаться, ржать, есть, пить, валяться и т.д.). Что умеет делать повар? (варить, резать, чистить, наливать, жарить, парить, переворачивать, включать, выключать, укладывать и т.д.).
«Что из чего?»
Назвать как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.
Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета … (Дерево…, металл…, стекло…, бумага…, кожа…, шоколад…, пластмасса…, резина…).
«Пятерочка»
Подобрать по пять слов, раскрывающих каждое обобщение.
Например: Я знаю молочные продукты: кефир- раз, ряженка- два, йогурт- три, масло- четыре, сметана- пять.
(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д.)
«Пять действий»
Перечислить действия, которые можно совершать с указанным предметом.
Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…
(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д.)
«Найди ошибку»
Взрослый произносит фразу и просит ребенка найти ошибку.
Например: В лес грибы растёт. Шишка большой на ёлке висит. Стоит последние теплые дни осени. Мальчик стеклом разбил мяч.
Проведите максимально больше времени со своим ребенком.
Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году!

Comments are closed.