Словарная работа на уроках русского языка
М.Р.Львов выделял четыре направления по развитию речи учащихся: произносительный, лексический, грамматический и уровень текста.
В произносительном направлении ведется работа над техникой речи, организуется на практике усвоение орфоэпических норм русского языка, совершенствуются интонационные умения.
Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря школьников.
Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение учащихся быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте.
Для того чтобы работать на уровне текста, учащимся необходимо накопить, уточнить и активизировать свой словарный запас. Поэтому большое внимание необходимо уделять словарной (лексической) работе, каждому из ее направлений.
1. На этапе обогащения словаря можно использовать картинный диктант и работу со словарями».
Картинный диктант представляет собой демонстрацию изображений с новыми для детей словами.
Работа со словарями имеет огромное разнообразие. Это может быть и нахождение новых, ранее неизвестных слов в толковом словаре: подбор слов по определенной тематике; работа с этимологическим, словообразовательным словарем.
2. На этапе уточнения словаря можно использовать выборочный диктант, творческий диктант и упражнение «Слова заблудились».
При выборочном диктанте учащимся предлагается классифицировать группу слов на различные темы, например, птицы, животные, дни недели и т.д.
Творческий диктант предполагает замену развернутых определений одним словом. Например, сшитые листы чистой бумаги (тетрадь), маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал) и т.д.
В задании «Буквы заблудились» учащимся предлагается поставить буквы на свои места, прочитать полученные слова и объяснить их. Напрмер, т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь); к, н, а, а, р, а, ш, д (карандаш); к, и, г, а, н (книга).
3. На этапе активизации словаря можно использовать: перфокарта, загадки, ребусы, шарады, кроссворды.
5. На этапе устранения нелитературных слов педагоги могут использовать задание «Юный редактор», в котором учащимся необходимо заменить слова просторечной лексики на литературные и др.
Эффективность словарной работы будет зависеть от того, насколько она планомерна, целенаправленна и систематична.
Недаром великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат такие слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». От словарной работы зависит эффективность дальнейшего обучения младшего школьника.