Рекомендации педагогам по организации работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
На уроках, для данной категории учащихся, требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений. Говорить с учащимся с ТНР необходимо медленно, четко, выразительно, требуя того же и от него. Чаще проводить совместное произношение коротких предложений (сопряженная речь), стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением.
Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе, необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.
Использовать на уроках речевые разминки:
для уроков русского языка: проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов;
для уроков математики: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т. д.;
для уроков истории: проговаривание дат, названий государств, городов, название войн и других исторических терминов;
для уроков географии: проговаривание географических названий, терминов, понятий, названий инструментов и приборов;
для уроков биологии, химии, физики: проговаривание терминов, понятий, правил, трудных слов, чтение задач, упражнений;
для уроков ИЗО: проговаривание названий инструментов, красок, видов работ, терминов, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы;
для уроков АФК: проговаривание спортивных терминов, названий инвентаря, видов упражнений, названий видов спорта и т. д.;
для уроков технологии: проговаривание названий инструментов и материалов, операций, изделий, видов работ, названий профессий, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы.
Отказаться от проверок учащегося на скорость чтения.
Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц). Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Педагог должен включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут).
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям учащихся с ТНР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.