Познавательная деятельность детеи? с особыми образовательными потребностями
Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральнои? нервнои? системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира, во-вторых, зависит от заинтересованности слушающего, в-третьих, от слаженнои? работы зрения, слуха, двигательных ощущении? всего тела и отдельных его частеи?, в-четвертых, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию. Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательнои? деятельности резко снижает эффективность общения человека, в том числе и ребенка, с окружающим миром.
Незрелость нервнои? системы с рождения или к моменту начала систематического обучения в детском саду не дает ребенку запоминать то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит, слышит, чувствует каждыи? день. Теряя ощущение нового, но не запоминая необходимое, ребенок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира или утрачивает ее. Привычная обстановка не вызывает желания что-либо потрогать и назвать, однако изменение этои? привычности ведет к резким протестам детеи?. Почему? Ведь кажется, что ребенок ничего не замечает вокруг, не называет по просьбе взрослого предметы, явления окружающеи? природы. Протесты возникают потому, что ребенок, запомнив целостную картину окружающего мира, не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людеи?, автобус, стол, стул и т. д.).
Из-за незрелои? нервнои? системы очень часто у детеи? вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукои?, ногои? и ухом и т. д. Ребенок не может выполнить простых для нас задании?: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке), подпрыгнуть на однои? ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается), пнуть мяч. Это с однои? стороны. С другои? стороны, незрелость нервнои? системы ограничивает понимание ребенком обращеннои? к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят. И самое непонятное для нас, взрослых, — не может сделать, как мы, т. е. по подражанию и образцу. Девиз: «Делаи?, как я!» для ребенка с проблемами в развитии становится недосягаемым. Почему? По причине отсутствия слаженнои? работы всех органов чувств ребенка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут Именно этим объясняется неумение детеи? к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую/левую руку, срисовать простеи?шии? орнамент из палочек и т. д.
Чтобы запомнить, как выглядит предмет или объект окружающего мира, ребенку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующии? раз узнать. Чтобы запомнить, как называется что-то, ребенок опять должен заставить себя запечатлеть тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначают. В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых. Однако, когда нервная система незрела, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем ребенка, тогда процесс запоминания требует многократных повторении? и чрезмерных усилии? ребенка для концентрации внимания на каком-то одном предмете. Энергии и возможностеи? ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает», когда говорят о ребенке с особыми образовательными потребностями.
Чем старше становится ребенок, тем больше информации и опыта взаимодеи?ствия с окружающим миром он недополучает . И вовсе не
потому, что он «лентяи? и не хочет», а потому, что незрелость нервнои? системы не дает ему усваивать тот материал, которыи? знают его сверстники.