Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с РАС
1. Строго придерживайтесь определенного режима обучения ребенка.
2. Соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
3. Повсеместно используйте тактильный и зрительный контакт, но не настаивайте на нем в случае отказа.
4. Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируйте события, и помните: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
5. Помните, что учащиеся с РАС видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Так дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
6. Для помощи детям в осмыслении их деятельности, используйте в обучении схемы. В начале каждого урока необходимо четко проговаривать его план.
7. Если ребенок работает в прописях или в тетрадях, можно указывать в них стрелками направление движения руки.
8. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения урока с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть учащийся попытается объяснить «непонятливому» учителю, как выполнять то или иное задание (упражнение).
9. Учитель в случае, если аутичному ребенку понадобится физическая помощь в организации действия, должен в буквальном смысле «работать» руками ребенка, писать или рисовать вместе с ним, держа один карандаш (ручку).
10. Следует помнить, что учащиеся с РАС быстро истощаются. Поэтому учителю необходимо на уроке чаще менять виды деятельности.
11. Чтобы отвлечь ребенка от стереотипного ритма используйте эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения во время физминуток на уроке. Постарайтесь делать с таким ребенком как можно больше упражнений на развитие мелкой и общей моторики.
12. Помните, что учащиеся с РАС могут достигнуть успеха. Посмотрите, например, фильм «Тэмпл Грандин» – автобиографический фильм про женщину, которая, несмотря на аутизм, стала известным ученым.