Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропсихологических игр
Так что же такое нейропсихология и нейропсихологические игры?
Нейропсихология в первую очередь связана с головным мозгом. Согласно структурно-функциональной модели мозга, которую предложил А.Р. Лурия весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока:
• энергетический блок;
• блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации;
• блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
1-й функциональный блок головного мозга называется блоком регуляции тонуса и бодрствования
Термин реципрокная координация применяется для обозначения сложных форм координации движения. Нарушенная реципрокная координация указывает на поражение межполушарных связей.
Для развития I блока (энергетического), ориентированного на коррекцию и развитие межполушарного взаимодействия, необходимы такие упражнения, как кинезиологические. Эти упражнения направлены на развитие компонентов зрительно-моторной координации: зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки.
С целью психопрофилактической работы можно использовать следующие нейропсихологические игры:
1. Упражнение «Фонарики»: вытянутые пальцы рук лежат на столе. Сначала сгибается одна рука в кулак, другая при этом вытянута. Потом положение рук интенсивно меняется.
2. Пальчиковая гимнастика «Мышка»: мышка в норку пробралась, (делаем двумя ручками крадущиеся движения), на замочек заперлась. (слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками). В дырочку она глядит, (делаем пальчиками колечко), на заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).
4. Пальчиковая игра-гимнастика «Кулачок-ладошка»: взрослый предлагает ребенку выбрать игрушку, которая больше всех ему нравится, подержать ее на раскрытой расслабленной ладони. Затем просите ребенка как можно сильнее сжать игрушку в кулачке. Фиксировать напряжение в кулаке не более 5 секунд, затем раскрыть кулак — расслабить кисть. Повторить упражнение по тем же правилам с другой рукой. Чередовать позиции рук 2-3 раза.
2-й функциональный блок головного мозга называется блоком приема, переработки и хранения информации (оперативный блок)
Данный блок располагается в задних, наружных отделах головного мозга в него входит: теменная (общесенсорная) кора, затылочная (зрительная) кора, височная (слуховая) кора.
Благодаря зрительному восприятию мы можем узнавать образы, предметы, картинки, выделять фрагменты и части. При зрительно-пространственных нарушениях возникают трудности в узнавании букв, цифр. Буквы и цифры могут с трудом опознаваться, путаться по оптически близким признакам «Г» с «Р» , «П» с «Н». Возможна зеркальность букв, цифр.
Благодаря слуховому гнозису мы можем дифференцировать различные звуки, тембр, высоту звучания, дифференцировать фонемы и прочее. Нарушения переработки слуховой информации приводят к трудностям звуко-буквенного анализа, трудностям восприятия и воспроизведения устного и письменного звука, слога, слова; трудностям запоминания слов и предложений на слух.
Теменные отделы головного мозга отвечают за кинестетическое восприятие, т.е. считывают телесные ощущения, сигналы тела благодаря рецепторам, находящимся в костях, мышцах и сухожилиях. Благодаря этой информации мы можем контролировать свои моторные (двигательные) акты. Точность линий при рисовании и на письме зависит от возможности переработки кинестетического восприятия. Трудности переработки кинестетической информации приводят к недостаточности тонкой моторики (кисти, пальцев рук) и соответственно к трудностям на письме.
Для развития функций II блока необходимы игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового гнозиса.
Для работы со зрительными трудностями можно использовать такие упражнения как: дорисовать половину чего-либо: листочка, цветочка, буквы, цифры; «зашумленные» картинки; рисование, закрашивание, лепка, конструирование букв (цифр); обведение буквы (цифры) пальцем.
Для работы с кинестетическими трудностями используют такие упражнения как: массаж рук; пальчиковая гимнастика; игры с мячиками при этом ловить и кидать мячик необходимо по-разному (используя разнообразные захваты); артикуляционная гимнастика.
Работа с дефицитом слуховой информации: давать ребенку короткие инструкции и проверять их понимание (просим повторить); хлопаем, когда слово начинается с буквы: С, Т, Д и т.д. Для развития ритмико-мелодической стороны речи используем считалки, песенки, отхлопываем ритм.
3-й функциональный блок головного мозга называется блоком программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности
Развитие и коррекция функций III блока мозга обеспечивается играми и упражнениями которые должны быть направлены на коррекцию познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление).