Виды работ по развитию орфографической зоркости
Орфографическая зоркость — это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, решении орфографических задач.
Упражнения для развития орфографической зоркости
— Диктант «Проверяю себя». Ученик записывает текст с пропуском гласных букв в слабой позиции. Например: Вет-р с сил-й н-л-та-т на д-ревья.
— В слове на месте гласных в слабой позиции записать набор букв, которыми может быть обозначен звук. Например: убе(и)жал. Аналогично со словами с парными звонкими и глухими согласными. Например: зуб(п), берёз(с)ка.
— Выборочное письмо. Из текста выписать слова с определённой орфограммой.
— Проведение орфографических пятиминуток с включением слов на одно правило или в качестве проверки усвоения орфограмм, изученных за целый год обучения.
— Вспомни правило. Прочти слова, вспомни правило проверки выделенных букв в словах: чужой, ранний, ряды, голубь, Анна.
— Работа с текстом из художественной литературы. Найти в текстах детской литературы слова с названной орфограммой.
— Стихотворные упражнения. Они вызывают интерес к уроку у ребят и помогают им усвоить правило. Например: Мыши, ёжики, чижи — только с и всегда пиши.
— Картинный диктант. Запись словарных слов, слов с изученными орфограммами.
— Работа с сюжетной картинкой. Задание: найти предметы на картинке в названии которых есть заданная орфограмма.
Таким образом, навык грамотного письма формируется в процессе многократных упражнений. Упражнения должны быть:
• по возможности самостоятельными;
• систематическими;
• новыми находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперёд;
• логическими. Это даёт возможность найти главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят;
• устными и письменными, и при том устные должны предшествовать письменным.
При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.