Пути формирования орфографической зоркости на уроках русского языка
Проблема достижения орфографической грамотности учащихся занимает важное место в теории и практике школьного обучения.
Как научить детей грамотно писать? Этот вопрос волнует многих учителей.
Какие же ошибки чаще всего встречаются в письменных работах учащихся?
Одной из распространенных групп ошибок является пропуск, замена, искажение, перестановка букв, «зеркальное» изображение. Пропуск гласных можно объяснить тем, что дети недостаточно прочно усвоили знания о слогообразующей роли гласного в слове. Пропуск буквы для обозначения согласного в определенной степени можно объяснить близостью расположения звуков в слове в артикуляционном плане. Также ученики, недостаточно четко усвоившие начертание букв и медленно распознающие различные по звучанию, но похожие по написанию буквы, не дописывают отдельные элементы и, наоборот, дописывают лишние: сонще — солнце, шшрокий-широкий. Работа над подобными ошибками строится с использованием игр на формирование образа буквы и слова, активизацию словаря учащихся, развитие внимания, формирование фонематического слуха.
Мягкие согласные и способы их обозначения также вызывают трудности у детей. Часто в работе можно увидеть: Вес ден идот дожд. Это свидетельствует о недостаточной сформированности у учащихся навыка звукового анализа. Подобная проблема решается в частом и систематическом выполнении заданий на сравнение, выделение и обозначение мягкости согласных на письме.
Самой сложной орфограммой являются безударные гласные в корне слова. Причинами этих наиболее распространенных ошибок является низкий или слабый уровень развития фонематического слуха; бедность словарного запаса учащихся; недостаточный уровень развития компонентов словесно-логического мышления — анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, классификации, систематизации; отставание от нормы объёма зрительной и слухоречевой памяти; неустойчивость внимания; несформированность приёмов самоконтроля.
Часто слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова), усваиваются школьниками путем механического запоминания их графического облика. Значительно эффективнее предъявлять слово не в графическом, а слуховом варианте, чтобы учащийся сам нашёл «опасное место». Сделав вывод о том, что в корне слова есть безударная гласная и, не найдя способа проверки слова, ребёнок сталкивается с проблемной ситуацией, к решению которой мы и подводим его дальнейшей работой со словом.
Довольно часто встречаются ошибки на правописание парных и непроизносимых согласных в корне слова. Ошибки на это правило, возникают не столько от неумения подобрать проверочное слово, как оттого, что дети не замечают слов, требующих проверки. Поэтому нужно тренировать учащихся в нахождении таких слов в тексте во время чтения и в упражнениях. Такую работу следует проводить в системе, постепенно усложняя задания.
Умение обнаруживать и умение распознавать орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений. Причиной низкой грамотности учащихся является их неумение «видеть» орфограммы. Развитие орфографической зоркости — это один из приёмов повышения грамотности.
Орфографическая зоркость — это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, решении орфографических задач.
Встаёт вопрос: «Как же научить ребёнка «видеть» орфограмму?»
Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детей знаниями об опознавательных признаках, по которым они могли бы, обнаруживать большинство орфограмм.
Один из опознавательных признаков — это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Выявлению и запоминанию таких совпадений способствует звуко-буквенный анализ и синтез.
Второй опознавательный признак орфограмм — это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые создают опасность ошибок. Обращать внимание детей на «опасные» звуки и буквы в словах: гласные а-о, и-е-я; парные звонкие и глухие согласные; сочетания чк-чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу.
В результате многократных упражнений у детей появляется определённый автоматизм — основа орфографической зоркости. Работа над второй группой признаков направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода «бдительность» в отношении орфограмм.
Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах. Овладение этим признаком обеспечивается морфемным анализом. Зная, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, суффиксе, окончании, ученик целенаправленно ищет орфограмму.
Использование разных видов работ с одной стороны разнообразит работу на уроке, вызывая активность учащихся, а с другой стороны способствует формированию орфографической зоркости.