Рекомендации психолога для поддержки учебного процесса с учащимися с расстройствами аутистического спектра
1. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
2. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно изучить особенности аутичного ребенка.
3. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
4. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить «непонятливому» взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
5. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
6. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
7. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
8. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.
9. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
10. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
11. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).
12. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:
— разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);
— предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;
— разрешать переписывать контрольные работы; — принимать работу позже установленного срока;
— не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;
13. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того чтобы дети обращались к нему за помощью.
14. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме. Необходимым этапом в обучении аутичного ребенка является подготовительная работа:
15. Беседа специалистов с родителями проводится с целью выявления психологических и речевых особенностей ребенка.
Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:
1. психологическая совместимость учителя и ученика;
2. разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, для индивидуальных занятий со специалистами;
3. постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
4. взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
5. организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
6. соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
7. обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс. Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет «как все».