Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи
Речь играет важную роль в жизни человека: служит главным средством общения с другими людьми; является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Основой речи как физиологического процесса является нервная система человека. Речь представляет собой сложную взаимосвязанную функциональную систему использования звуков носителями конкретного языка.
Механизмы речи не являются наследственными, а вырабатываются у новорожденного человека за сравнительно короткое время: в течение дошкольного возраста, т.е. в среднем к 5—7 годам. Они основываются на деятельности определенных структур головного мозга, каждая из которых выполняет определенную специфическую операцию в речевом процессе. В связи с этим в коре головного мозга различают речевые зоны, поражение которых приводит к различным по своим симптомам речевым нарушениям. Сенсорная зона (расположена в заднем отделе верхней височной извилины) обеспечивает восприятие и понимание обращенной речи. Моторная зона (располагается в заднем отделе нижнелобной извилины) отвечает за способность произносить слова.
Механизмы речи в детском возрасте находятся в стадии формирования, и возникающие в силу разных причин речевые нарушения сравнительно легко поддаются коррекции. Но по мере взросления ребенка речевые механизмы приобретают силу привычных, стереотипных действий (в том числе и дефектное произношение различных звуков, многочисленные ошибки при словоизменении, бедная ограниченная связная речь). Поэтому те же речевые нарушения с возрастом потребуют значительных усилий и времени для их преодоления.
Формирование речи ребёнка
Речь ребенка проходит в своем становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребенка и его речевых контактов в ходе общения со взрослым, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности.
Особенно важными для развития речи ребенка являются первые годы его жизни, в течение которых происходит созревание его нервной системы. Большое влияние на процесс развития речи оказывают также различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребенка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (инфекции, травмы,
интоксикации, социальные факторы).
Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не говорит, потому что не умеет им пользоваться: он должен этому научиться. Кроме того, у него нет содержания и впечатлений для собственной речи: ему их надо накопить. Он ещё не знаком со словесными формами речи и ему предстоит пройти сложный путь усвоения системы языка, на котором общаются окружающие люди, в течение трёх последовательных этапов.
1 этап доречевой (подготовительный) длится от рождения ребенка до 11 месяцев или 1 года. Этот этап, в свою очередь, делится на три периода: крика и плача (до 2 месяцев), гуления (2— 5 месяцев) и лепета (5—11—12 месяцев).
Обычно к 9—10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году набирается до 10—12 слов (баба, кис, му и др.). Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании и в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подражая речи детей. В это время необходимо развивать пассивный словарь ребенка (это те слова, которые он еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании).
2 этап развития речи — словесный, дограмматический или этап первичного усвоения языка, продолжающийся до конца второго года. В это время ребенок учится отличать по смыслу слова, схожие при произнесении.
3 этап развития речи — усвоение грамматики, продолжающийся до 5—6 лет. К 3—3,5 годам при благоприятных условиях ребенок усваивает все основные звуки родного языка, имеет в словаре все части речи, понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, самостоятельно может рассказать об увиденном или услышанном.
Далее с 3 до 6 лет у ребенка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием.