Рекомендации учителю по работе с агрессивными детьми
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» — такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
Поэтому учителю важно выработать «правильное поведение» в этих ситуациях, способствующее грамотному разрешению конфликта.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Причины внутренней агрессивности
- Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности;
- Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя;
- Высокая тревожность, ощущение отверженности;
- Неадекватная самооценка (чаще заниженная);
- Стремление привлечь внимание взрослых.
Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
1. проведение коррекционной и поддерживающей работы;
2. создание в группе эмоционального комфорта для детей;
3. научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом;
4. формирование адекватной самооценки;
5. формирование навыков самоконтроля;
6. обучение навыкам сотрудничества;
7. развитие творчества у детей.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Ребенок должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.
Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.