Игровая деятельность ребенка с ОВЗ. Роль взрослых в ее организации
Многие из современных ученых утверждают, что сюжетно — ролевые и театрализованные игры — основа обучения и развития детей с ОВЗ, так как организация таких игр основана на деятельностном подходе.
Цель педагога
–заинтересовать детей игрой, показать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для развития высших психических функций: мышления, памяти, воображения, речи.
Как показывает практика, при поступлении в школьное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к игрушке неустойчивый и действия с ней самые элементарные. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети школьного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога – научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий.
По нашему опыту, формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем переносится в свободную деятельность. Перевод игры на более высокий уровень организации происходит под влиянием целенаправленного обучения.
О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…».
В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:
1. Правило последовательности;
–игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку;
упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
–объяснения подтверждаются последующими
действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;
–игровое действие должно быть завершено.
2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
3. Правило доступного игрового материала:
–игра должна быть с четко сформулированными правилами;
–подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.
4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).
В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог
–активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.
В практике обучения детей с ОВЗ широко используют такие формы работы, как драматизация, театрализованная деятельность, теневой театр. Включение подобных приемов в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.
В начале обучения игре основными являются следующие задачи:
–формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре;
–обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным значением;
–обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно;
–обучение воспроизводству связанных между собой логически определенных действий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т.д.);
–воспитание бережного отношения к игрушке;
–обозначение словом, предложением предметов и действий.
Как показывает практика, в процессе обучения наиболее эффективными являются следующие приемы:
1)показ игровых действий педагогом,
2)совместное выполнение игровых действий,
3)выполнение заданий по словесным инструкциям,
4)самостоятельное обыгрывание игрушек.
Важным при обучении игре у детей с ОВЗ является усвоение ими логического развития игрового сюжета. Этому способствуют два вида работы:
–Наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, процессе режимных моментов. Например, после того, как дети помыли руки и должны приступить к еде, педагог обращает внимание, что вначале они помыли руки, а потом садятся за стол.
— Подготавливаясь ко сну,заостряем внимание, что они сейчас разденутся, наденут пижаму (спать в платьях нельзя), а потом лягут спать. Такой алгоритм дети используют в игре с куклой: сначала ее кормят, а затем укладывают спать.
–Выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки. Например, взрослый произносит: «Давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать?». Ребенок под руководством педагога перечисляет действия, а затем переходит к их реализации.
В результате правильно организованного обучения игре дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают переносить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы заместители.
Задача взрослых: Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом — заместителем и воображаемым предметом. Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности. Развитие игры должно строится с опорой на личные интересы. Действие с предметами сопровождается ролевыми диалогами. Использование дополнительных ролей требует взаимодействия с другой ролью (мама- дочка, доктор — больной, продавец — покупатель). Использование независимых ролей — связь с другими ролями опосредованная (строитель, водитель, космонавт, пожарный). При сговоре на игру главное действующее лицо стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая ребенку игрушку, спрашивает у ребенка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты и включается в игру во второстепенные роли.